Исторически в ирландском языке ударение в слове всегда падало на первый слог. В дальнейшем, по мере угасания единого литературного языка и вычленения основных групп диалектов, диалектные различия затронули и систему ударений.
В современном ирландском языке одинаковым для всех диалектов является лишь вариант, при котором ударение падает на первый слог, если в слове нет других долгих слогов. Также верно, что ударение в ирландском языке является настолько сильным, что все остальные, краткие звуки, сокращаются и редуцируются в сверхкраткие, которые произносятся неясно, подобно безударным звукам в русском языке. Так, например, носители всех диалектов одинаково произнесут macalla [`makǝlǝ] – эхо, или capall [`kapǝl] – лошадь, — с ударением на первом слоге. Однако даже качество безударных гласных, в зависимости от окружающих согласных, в разных диалектах может быть различным. Когда же в одном или нескольких слогах присутствует долгая гласная, механизм ударения в разных диалектах становится различным.
В современном северном диалекте ударение всегда падает на первый слог, а в последующих слогах безударные гласные сокращаются, даже если они были долгими.
В западном диалекте при сохранении основного ударения на первом слоге долгие гласные и дифтонги во втором или третьем слогах получают дополнительное (вспомогательное) ударение. При этом первый слог может в некоторых случаях становиться безударным.
Наиболее развернутой и интересной для изучения является система ударения в южном диалекте. Здесь ударение перемещается по определенным принципам в зависимости от количества слогов и количества долгих звуков в слове. На первый взгляд, выбор ударного слога в южном диалекте кажется свободным. Однако взаимосвязь долгих и кратких гласных в слове и зависимость от количества слогов позволяют описать правила ударения, при соблюдении которых выбор ударного слога не может быть ни случайным, ни привязанным к произвольной долгой гласной.
Обычно в ирландском слове бывает от одного до трех слогов. В случае если их больше, ударение все равно будет падать на один из трех первых.
• Если в двусложном слове один из слогов долгий, ударение падает на него: bóthar [`bo:hǝr] – дорога. Разумеется, в случае если долгий слог первый, ударение будет падать на него, так же, как и на первый слог в словах без долгих гласных.
• Если долгий слог второй, ударение переходит на него:
cailín [ka`l’i:n’] – девушка
madraí [mɑdǝ`ri:] – собаки.
• Точно так же на единственный долгий слог перейдет ударение и в трехсложном слове. Например, он может быть третьим или вторым:
spealadóir [sp’alǝ`dór’] – косарь
cathaoireatha [ka`hi:r’ǝxǝ] – стулья.
Теперь рассмотрим случаи, когда все слоги в слове долгие.
• Если в двусложном слове оба слога долгие, ударение приходится на второй слог:
prátaí [prɑ:`ti:] – картофелины
séipéal [ʃe:`p’e:l] – церковь.
• Если в трехсложном слове все три слога долгие, ударение падает на второй слог (он же второй долгий)
scrúdúchán [skru:`du:xɑ:n] – экзаменационная работа
saighdiúirí [sai`d’u:r’i:] – солдаты.
• Также на второй слог падает ударение в случае если в трехсложном слове две первые гласные – долгие:
tógálach [to:`gɑ:lǝx] – строительный.
Таким образом, если две первые гласные в слове долгие, ударение всегда падает на вторую из них, вне зависимости от того, сколько долгих гласных всего, и есть ли третья долгая гласная.
• Если в двусложном или трехсложном слове долгими являются две последние гласные, то ударение падает на первую из них, то есть, опять же, на второй слог:
cailíní [ka`l’i:n’i:] – девушки
aistriúchán [aʃt’r’`u:xɑ:n] – перевод.
• Наконец, если в слове два долгих слога, разделенных кратким, то есть, долгие первый и третий, ударение падает на первый слог:
buachaillí [`buǝxǝl’i:] – парни.
Прежде чем обобщить правила ударения в южном диалекте, рассмотрим еще одну специфическую черту южного произношения – ударный суффикс –ach.
Суффикс –ach, характерный для существительных и прилагательных, может быть ударным, если он находится во втором слоге, а в слове нет других долгих гласных. Чаще всего он принимает на себя ударения в двусложных словах:
marcach [mǝr`kax] – всадник
coileach [k’i`l’ax] – петух.
Это также может быть второй ударный слог в трехсложных словах
cuideachta [ki`d’axtǝ] – компания
oideachas [i`d’axǝs] – образование.
Верно и обратное: –ach никогда не может быть ударным, если в слове есть хотя бы один долгий звук, который неизбежно примет на себя ударение; или если –ach находится не в первом слоге:
Gaelach [`ge:lǝx] – ирландский (как часть культуры)
Sasanach [`sasǝnǝx] – англичанин.
Также не падает ударение на суффикс –ach, если перед ним стоит th:
fathach [`fahǝx] – великан.
• в слове вообще нет долгих гласных;
• в слове одна долгая гласная в первом слоге;
• в трехсложном слове первый (ударный) и третий слоги содержат долгие гласные, а второй слог между ними – краткий.
• во втором слоге единственная долгая гласная;
• в слове два долгих слога, идущих подряд (первых и второй либо второй и третий);
• в слове нет долгих слогов, но во втором слоге находится суффикс –ach.
• в слове три подряд долгих слога.
Хотя ударный –ach во втором слоге считается одной из самых распространенных особенностей южного произношения и подвижной системы ударения в ирландском языке, на самом деле он является не более чем крайне распространенным индивидуальным вариантом ударения.
Иными словами, если перенос ударения в зависимости от количества слогов и долгих гласных в слове одинаков для всех, то ставить ударение на –ach говорящий может по выбору, в зависимости от конкретного слова и личных предпочтений. Более того, в речи одного и того же человека могут наблюдаться разные варианты произношения одного и того же слова с ударением на –ach – и без него.
Безударные звуки сильно редуцируются, однако в южном диалекте их качество зависит от ряда. Так, a, ea, o, u редуцируются в [ǝ], в то время как безударные ai, ei, i, oi, ui, то есть передние звуки, переходят в [i].
Подобное «икающее» произношение безударных передних гласных характерно для жителей ирландского Юга, и постоянно отмечается нами в транскрипции.
Заполните заявку, чтобы занять место на ближайшем курсе.